вторник, 17 августа 2021 г.

Дагестан 2021

В этот раз отпуск наш получился почти спонтанно. Началось все с майских праздников. Собирались с Мультиклуб СПЕКТР в Дагестан на велосипедах. Но из-за несостыковок с отпусками и маршрутом решили ехать вдвоем и не на майские праздники, а с 14 по 28 мая. Оказалось, что с 13 апреля по 13 мая Рамадан был, так что удачные сроки получились. Потом колено снова начало о себе напоминать и стали рассматривать вариант пешего похода - Галя была очень рада :) Между основными достопримечательностями решили перемещаться автостопом, заодно испробовать новый формат путешествий. Чем больше изучал Дагестан, тем больше нравилось наше решение. Что получилось читайте дальше :)
Маршрут: Планируемый трек, но получилось немного иначе. Фактический трек вместе с автомобильными перемещениями, нет только автомобильной части от Зубутли до Ново-Зубутли - утопил телефон :)
Сроки: 14.05.2021 - 28.05.2021
Дистанция: Пешая часть примерно 130 км., всего с автомобильными перемещениями примерно 600 км.

День 1, 14.05.2021, пятница

Летели S7 прямым рейсом, билеты обошлись в 27 380 руб., какая-то распродажа была. Самолет в 11 утра, выехали в 8:30 на такси. Яндекс такси что-то подфигели последнее время - 950 руб. хотели, поехали на местном за 650 :) Приехали в 9:15, прошли по переходу в терминал А, сдали багаж - 11кг. рюкзак Гали и 10,7 мой. Подождали, сели, полетели. "Увеличенное пространство для ног" как-то уменьшилось с 2018 года, тогда первый раз летали на Airbus A320neo и пространство было :)
Салон заполнен не полностью, мы вдвоем сидели, Галя могла полежать даже. Кормили бутербродом. Прилетели в 11:30, аэропорт небольшой, выдача багажа происходит в одном месте, получили сразу и не успели снять пленку с рюкзаков, как нас попросили покинуть здание - вроде следующий самолет прилетел и чтоб не было толпы в этом небольшом помещении, я так понял. На выходе сразу таксисты атаковали: "Везде отвезу, дешевле Яндекса!" В Махачкалу за 500 руб. предлагали, Яндекс-такси 365 руб., так что не верьте таксистам.
Приехали в ТЦ "Этажи" в Спортмастер за газом, 450гр. баллон 400 руб. (не использовали и половины), в супермаркете продукты взяли, воду на ход. На обед зашли в бар Аул рядом. Салат, два чуду, пиво по 70 руб., итого на 1040 руб. с чаевыми, которые включаются в счет сразу и еще 1,5л. пива с собой взяли :).

Сегодня у нас только барханы Сарыкум, поэтому не торопимся и пошли прогуляться и селфи-палку купить, свою забыли взять. Нашли не сразу, магазине в третьем за 690 руб. К барханам решили поехать на такси, 685 руб., выехали в 15:00, ехали минут 40. Водитель здесь ни разу не был и тоже погулял немного :) Билет 128 руб., рюкзаки оставили в билетной будке и пошли вверх. Ветер жуткий, песок бьет по лицу ощутимо, даже прикольно, как массаж, пока в глаза не попадет :) На верху фото толком не сделали, да что фото, даже не посмотрели нормально какие виды открываются оттуда, ветер почти с ног сбивает :)

Минут через 30 спустились, прогулялись немного вокруг, забрали рюкзаки, в парковой зоне у входа умылись от песка немного, набрали воды и пошли искать место под палатку к реке. Место выбрал неплохое, но колышки еле воткнул, ветер сильный и пришлось все оттяжки ставить, если правильно помню, то это второй раз, может третий, когда все оттяжки ставлю :) Ужин решили не готовить, сидим попиваем пивко с манго и булками с курагой.

Солнце село в 19:20, спать в 19:50. В палатку надуло песка, вытряс сколько смог, а его снова надувает, ну и йух с ним подумал я и спать легли. Ночью ветер гнул палатку со всех сторон, спалось так себе. В такие моменты начинаешь задумываться о палатке типа Hilleberg Allak за какие-то жалкие 1100+ евро :) Тепло, без спальников спали, иногда укрывались вкладышами.

День 2, 15.05.2021, суббота

Встал в 4, светло, тепло и даже ветер ослаб - палатка уже не ложиться на лицо :) Умылся-искупался в речке. К 4:30 ветер стих совсем, но появились комары. Приготовили завтрак типа мюсли самодельные с кофе, собрались и вышли в 6:40. Тихо, тепло, красота.

Примерно на половине пути до трассы есть родник. Расстояние до трассы примерно 4 км. Вышли на  трассу и пошли вперед, сначала стеснялись автостопить, прошли метров 500 и тормозит Лада, не помню поднимали руку или он сам решил нас подобрать. Рюкзаки в багажник, Галя назад, я вперед сели. Рустам, 33 года, сам из Махачкалы, две жены, трое детей :) Средняя скорость 100-120 км/ч, "Мы так любим, хоть и не торопимся никуда" - сказал Рустам :) Угощал сухофруктами с орехами, чтоб силы были для жен :) Оставил свой телефон, если какая помощь понадобится или так в гости - милости просим типа :)

Довез чуть дальше Кизилюрта, высадил у поста типа ГАИ на свертке на Бавтугай, Галя даже чуть испугалась дядек с автоматами :) Перешли дорогу и тут же тормозит машина, дядька подвез до Главрыбы, скорость разумеется +- 110 км/ч :) Мы не думали туда заезжать, но раз уж повезли и оттуда без проблем можно уехать в Дубки с трассы, то поехали. Сам дядька катает на катерах по Чирюртскому водохранилищу, но мы просто так прогулялись по территории Главрыбы - там есть красивый парк и его еще строят, куча домиков для туристов и все такое прочее.

Пошли вверх на трассу, примерно 1,5км. Вдруг встречная машина тормозит и типа давайте отвезу куда надо. Мне это малость странноватым показалось, с чего вдруг везти нас в противоположную сторону? Оказалось что это типа коммерческий автомобильчик, за 3 тыс. руб. предлагал отвезти в Зубутли и на катере прокатить. Мы отказались, на что он сказал "Через ГЭС не пропустят пешком" Ну и ладно, мы машину поймаем уж, подумали мы. Скоро этот дядька обогнал нас, обратно уже ехал. Дошли до трассы, а там стоят несколько машин с объявлениями о катерах, покричали нам, похихикали чего-то. Мы идем себе, вскоре после свертка в Ново-Зубутли останавливается машина, два дядьки едут в Зубутли, садитесь говорят :) Ура! подумали мы, как все удачно получилось! Доехали до КПП на ГЭС, там осматривают машины немного. Проехали две машины перед нами, нашу почему-то в сторону поставили, проехали следующие несколько машин, наша стоит. Водитель вышел что-то разговаривает с охраной, потом второй дядька вышел, тоже с охраной говорит. Там пришел какой-то главный охранник, какие-то еще люди подходят из следующих машин и все что-то с охраной уже покрикивать начинают. У меня закралось подозрение что это в нас дело... Вышел, спросил что такое? Не пропускают, оказывается нельзя проезжать не местным жителям, т.е. жителям Зубутли, остальным нужен какой-то пропуск. Туристические автобусы пропускают конечно же :) Короче, главный охранник пошел на какой-то принцип и отказывается нас пропускать, что для местных странным показалось немного :) Какой-то парень попытался нам помочь, типа на нас пропуска заказать по телефону, если бы чуть раньше подошли, то все получилось бы, а теперь главный охранник сказал "Что, думаешь сейчас позвонишь и я их пропущу? Проезжай давай, пока я тебя пропускаю!" Короче, мы решили не напрягать никого и вернуться обратно на трассу и поехать в Дубки. Наверное это те коммерсанты позвонили сюда и сказали не пропускать нас, раз мы не поехали с ними :) Пошли пешком вверх, жарко, машин нету, пытаемся тормозить, но не останавливаются, но потом один остановился и довез до качели на вершинке. Посидели немного, пофотались. Первый раз такие качели увидели - на краю обрыва и качаться на ней страшновато малость :) Скоро машина остановилась, пацаны тоже посмотреть остановились, мы спросили подвезти нас - садитесь конечно!

Сами они ехали на пикник в районе родника чуть раньше Дубков, но довезли нас к началу Дубков, посетовали, что забросили Дубки с советских времен, раньше здесь столько всего было, а теперь все похерили. Зашли в магазинчик за лимонадом по 50 руб., посидели в тени попили, продавщица предложила умыться-освежиться, жарко же :) Пошли на смотровую площадку на каньон. Прошли заброшенные молодежный центр и бассейн, здания большие и в хорошем месте, вполне могли бы и восстановить, тем более сейчас там туристов в достатке бывает. Перед поворотом на каньон есть столовая, мы там потом поужинали даже. Пока шли проехало несколько автобусов с туристами. Сразу после подъема (не последнего) справа есть кофейня, но она не работала, чему мы огорчились - там кофе на углях готовят и вроде бы очень-очень хороший кофе, если верить одному вело-туристу :) Осмотрели сверху, спустились ниже, здесь уже народа мало. Галя заклеила мозольки. Время 11 часов, решили пойти к Зубутли на другую сторону каньона по пешей тропке, примерно 3 км., думали на обед туда придем и на лодочках еще прокатимся. Спустились к тропе неспешно, посмотрели вокруг и спуск начали в 11:35. Тропа сначала хорошая, местами немного с сыпухой, потом все веселее - крутая и с обрывами. Жарко уже. По пути есть домик с родником, остыли в нём, умылись, отдохнули немного. Дальше начались приключения :) Потеряли тропу, побегали вокруг домика немножко, нашлась тропа, но крутая и пришлось на попе почти спускаться чтоб не укатиться в колючки :) Галя упала пару раз, рассказала великим литературным русским языком как она рада по этой тропе идти :) Перед мостом я услышал лай собаки и шел уже осторожнее, еще козы на более или менее удобном месте спуска паслись, пришлось еще малость поизловчаться чтоб не упасть при спуске :) К мосту спустились в 13:25. Ура! вроде дальше дорога. Перешли мост и сверху собака большая пару раз гавкнула и ушла в сторону, быстренько прошли и у ручья остановились отдохнуть и ополоснуться. Дальше дорога в тропу превратилась и вскоре я ее потерял - там куча разных коровьих троп с какими-то заборами, полезли напролом вверх - Галя была очень рада :) Долго ли, коротко ли, через чьи-то сады вылезли на дорогу и пошли к лодочкам :)

На повороте вниз взяли клубники стакан 0,5 за 200 руб., чуть ниже в теньке присели поели. Народу достаточно на машинах приезжают, оставляют сверху и вниз либо пешком, либо на наемных машинках едут. Узнали цену - 3000 руб. за 15 минут что ли, куча народу в очереди, шум, гам... Пошли в кафе покушать. Хотел руки помыть, а в кране воды нет, сказали в речке помыть, пошел помыл, умыл лицо и смотрю из кармана рубашки телефон занырнул в речку и поплыл, поймал через пару метров, помыл руки, йопт! :) Снял крышку поковыряв, а болты то открутить не могу, продувал во все щели до головокружения :) Телефон вибрировал, включался-выключался и скоро сдох... Еда вкусная была, но поел без особого удовольствия :) На лодочках уже пропало желание кататься, телефон поди новый нужен еще :) Пошли на верх на стоянку ловить машину. Стояли долго, я пока сушил телефон на солнышке. Пришел "знакомый" с Миатлинской ГЭС (где нас не пускали через КПП), оказалось это журналисты, снимали здесь какой-то заплыв. Подвезли нас до этой ГЭС на трассу в Дубки. Снова идем вверх, уже не жарко. Скоро остановился полицейский на раздолбанной ладе. Довез до киоска с сотовыми телефонами в Дубках, ремонта нет, новый покупать не стали :) Пошли на смотровую площадку, в магазине взяли халву, поужинали в столовой на 280 руб. - пюре с гуляшом, плов и лимонад с чаем. Зарядили телефон Гали, набрали воды 2л. и 1л. В последнем магазинчике взяли вина, место под палатку нашли ниже основной смотровой части у лесочка, с видом на водохранилище.
Пришли в 19:00. Прохладно, в пуховичках посидели попили винца и спать в 20:40.

День 3, 16.05.2021, воскресенье

Ночь теплая, но в спальниках спали. Встали в 4:30, солнышко уже во всю светит. Позавтракали, решили установить AlpineQuest на телефон Гали для записи трека, 550 руб. и ждать минут 20 пока карта установится. Вышли в 7:10 вниз вдоль каньона через сады и на трассу, поймали машину, доехали до смотровой на Чиркейскую ГЭС, посмотрели, спустились к стоянке у ГЭС, постояли немного и работник ГЭС со смены отвез нас до Чиркея к магазину.

Там купили помидоры, лепешку еще горячую и сыр домашний, правда соленый ощутимо и пошли через дамбу в В.Ишкарты. В последнем тенечке на скамеечке Галя мозоли залепила и пошли в 9:35 варится потихоньку на солнышке :) Постепенно набираем высоту, любуемся видами, даже видно барханы Сарыкум, жарко, но ветер немного спасает. На перевале в 12 пообедали в кустах, отдохнули и пошли дальше уже вниз в 12:45. Часам к 14 спустились в село, зашли в магазин, взяли две 1,5л воды, халву, колу и мохито - выпили в тени магазина. Дядечка подсказал родник дальше, набрали там воды 2л и 1л и пошли уже вверх. Пошли не по основной дороге, а "напрямик" тоже по дороге, прошли каменоломню, там нам предлагали чай :) можно было по основной дороге поймать машину и сэкономить км. 3, но зато посмотрели красивые виды какого-то ущелья. Скоро крутоватый спуск к реке, много мусора и река сухая, Галя мозоли проверила свои, поделилась запасами воды со мной и вверх пошли. Осталось 2,8 км. и нас подобрали парни, ехали смотреть место под киоски для туристов на смотровой площадке, подсказали про беседку чуть назад. В 16:20 поднялись. Ветер прохладный здесь дует. Рюкзаки оставили у дороги, поднялись на смотровую, дошли до типа официальной смотровой, увидели где беседка, вернулись за рюкзаками и пошли к беседке. Там два дядьки с кучей еды на столе, пригласили на чай. Палатку решили рядом поставить. Они сюда привозили русских друзей родственника, т.к. они самые младшие, то остались прибираться. Попробовали урбеч домашний, который для себя делают :) Оставили нам огурцы, помидоры, две булочки, сыр домашний, конфет кучку, торт домашний, в котелок налили травяной чай вкусный - мы были в легком шоке :) Потом приехала еще компания, угостили курицей на гриле и хлебом. В итоге ужин у нас был обжираловский :) Прохладно, в пуховичках сидим. Вечером немного дожгли костер от компании и спать в 21:20.

День 4, 17.05.2021, понедельник

Ночью ветер поднялся, пришлось оттяжки вылазить ставить. Встали в 4:45, уже +18С. Позавтракали мюслями своими и рогаликами с кофе. Вышли в 6:45. Решили заглянуть в  Каранайские пещеры. Ветер сильный, уши продувает :) Телефон свой положил под сетку на рюкзак на просушку, хуже не будет :) К пещерам сначала спуск к роднику, потом подъем к пещерам и на смотровую площадку. С этой площадки ветер сдувает, малость страшненько :) Возможно в сами пещеры не попали, на карте они ниже где-то отмечены, но мы не любители пещер, поэтому поглазели сверху только.

Пошли дальше через В.Каранай, по пути прошли речку с озерцом лягушек, прям куча лягушек, большая такая куча и квакающая даже как-то страшновато :) Наверное поэтому не сфотали, а потом возвращаться уже не захотелось - жарко и вниз-вверх лазить не охота уже стало :) Перед деревней красивое такое ущелье и от озера дорога на пик Гагарина. Прошли село Верхний Каранай и пошли вверх, жарко. По дороге нашли какой-то родник-будку, умылись, постирали рубашки, они тут же высохли :) Прошли по полю, потом по лесочку вниз, увидели лисичку, домик "Банк России" :) По лесу веселее идти, в тени все же, Галя уже подустала немного, сварилась чуток :) В село Эрпели пришли к 12, в первом магазине взяли бананы, апельсины, лимонад гранатовый и мохито, думали как вчера у меня был вкусный, но оказался с 7,2% алкоголя :) Пообедали на остановке рядом, чуть отдохнули и пошли вверх 2,5 км. на трассу к тоннелю.

Чуть прошли и догоняет машина - дядька специально приехал нас подвезти - видел нас когда ехал сюда с семьей, высадил семью и за нами приехал :) Наверху почти сразу поймали машину, спросил подбросит ли через тоннель, а дядька сразу Садись! Поехали! И поехали через Гимринский тоннель со скоростью 100-120 км/ч :) Дядька звал с собой в Хебду вроде бы, типа чего вам там смотреть, поехали со мной, вроде что-то типа отеля у него. Немного странный дядька был - среди прочего разговора говорил "Хороший ты парень, Саша!" потом уточнив что Саша это Александр уже "Хороший ты парень, Александр!" Плавно это превратилось в "Хороший ты парень, Алексей!" при этом пару раз хлопал по ноге меня :))) Высадились у поворота в Гимры, не успели толком рассмотреть горы как остановилась машина, Сахиб подвез нас до поворота на Унцукуль, по пути угостив кофе - как мы ни отпирались :) Дал телефон, типа звоните если что надо, предлагал потом подвезти в Гоор, когда мы туда доберемся. Пошли вверх и тут же на буханке УАЗ нас подобрал Мухаммед и довез наверх к администрации. Там взяли клубники 0,5кг. за 100 руб. В магазине с сувенирами подсказали как попасть в мини-музей в здании администрации. Хозяйка показала как делают знаменитую Унцукульскую орнаментальную насечку, рассказала про фабрику какой она была раньше, историю города, как раньше жили, интересно в общем.

Вышли на улицу, а там Мухаммед стоит. Набрали воды в кранике и он нас согласился отвезти к "Красному мосту", это пред подъемом к Хунзаху. Останавливались пару раз для фото на Ирганайском водохранилище, много разного рассказывал. Но км. за 3 до моста машина заглохла, починить не смогли, минут 30-40 потусили с ним и уехали с дядей на ГАЗели.

Он нас довез в село Чалда до развилки на Хунзах. Минут 10 постояли и дядечка подвез нас до водопада Тобот. Здесь уже +25С, а внизу было +38С. Приехали в 17, осмотрелись, Галя мозоли заклеила и пошли через крепость на трассу, в магазин зайти за продуктами. Перед выходом на главную улицу случайно заметил надпись на магазине "Ремонт телефонов" Иихха! :) Разобрали, почистили, окислений нет - не зря значит продувал до головокружения и сушил на солнышке :) - 50 руб. Мастер дал телефон Магомеда из отеля за 2000 руб. с завтраком типа. Позвонили, вроде поняли куда идти и пошли. Пришли в отель у убрыва. Тут тоже хозяин Магомед, но не тот, с которым договаривались :) цена 1800 за номер + завтрак по 250 руб. Решили идти к первому Магомеду, он чуть выше на дороге. Оказалось 2500 руб., за 2000 это без душа-туалета в номере. Номер не супер, но красивенький, не умеют еще "по-европейски" делать у нас :) - розетка вываливается, унитаз не отрегулирован, зеркала нет :) Поужинали в отеле форелью с картошкой, овощной нарезкой и кураговым компотом на 1800 руб.

В номере постирались, помылись и спать в 21:40. Расчет наличкой или переводом. Отель открылся в этом году.

День 5, 18.05.2021, вторник

Встали в 6:30 и пошли к водопаду, завтрак все равно в 8:30. Водопад не очень впечатляющий конечно, каньон интереснее даже посетить было бы. В отеле позавтракали кураговой кашей с урбечем, яичницей (это на выбор), лепешкой со сметаной, сыром и травяным чаем. Набрали воды и пошли в сторону Заиба через Хунзах, есть пара интересных мест. В магазине взяли на обед апельсины, бананы, огурцы и зеленый чай Lipton. Дорога довольно симпатичная, с красивыми видами на ущелье. Правда не обошлось и без мусора, увы.

Прошли км. 6 и машина едет - в ней пара из отеля, едут на Гоорские башни, пешком мы туда планировали завтра попасть, повезло, однако :) Дорога с виражами, если не уверенно за рулем себя чувствуете, то лучше сюда не соваться. По пути горы-"трюфели" виднеются. Ребята довезли нас прям к самим башням, не все машины сюда поднимаются. Приехали в 12 часов. У башен есть что-то типа кафе - чай, сладости, какая-то еда вроде, столик. Побродили пофотали, на обед решили к языку троля пойти, местные сюда тоже на пикник приезжают.

Нагулялись и вниз решили идти, попробовать добраться к Карадахской теснине. Ребята, которые нас привезли, тоже к машине направились. Но уже кого-то взяли, эх! пошли пешком вниз. В деревне у бабушки взяли пирожки с зеленью, творогом и картошкой по 50 руб. Внизу тоже есть развалины, пожалуй интересно там полазить было бы. Скоро нас подобрал дядечка, который дорогу тут строит, подрядчик. И подобрал он нас потому что мы путешественники, а не туристы, типа нам уважение :) Немного прокатил на по Хебде, он не местный и не сообразил, что везет нас в другую сторону от Карадаха :) Прошлись пешком немного по трассе, потом подобрал дядечка и довез до Датуна и пригласил на чай, я вдруг согласился, чем удивил Галю :) Скоро пришла жена и стала оставлять нас на ночь, типа сейчас чуду буду печь, но мы все же пошли дальше :) Прошли немного и остановили МЧСовца, он нас довез до Карадаха, рассказал, что у народов разные языки и русский язык как общий для понимания. В Карадахе набрали воды в кранике и пошли вверх к теснине, остановили машину, довезли к теснине и дал религиозную книгу :) В теснине лужа и пройти нельзя, мостик по стене еще строят, облом. Вдруг понаехало несколько машин с местными и чего все смотрят и балагурят :) Мы поспрашивали как можно пройти, один из машины, похожий на небритого Джейсона Стетхема, сказал что можно в обход через гору пройти, но только завтра, не сегодня, поздно уже, предложил довезти до места под палатку. Все это напоминало немного сцену из фильма Большой куш :) Довезли до полянки, у них там что-то типа фермы. Поставили палатку в сторонке, поужинали чечевицей с добавлением картошки-фри. Вспомнил рассказ Славы как они проходили здесь, спросил что и как, взял трек и завтра решили попробовать.

Погода хорошая, отдохнули и спать в 20

День 6, 19.05.2021, среда

Встал в 4, на палатке роса, +12С. Сегодня по плану пройти через Карадахскую теснину и Царский тоннель до самого верхнего кемпинга в Гунибе, поэтому встали пораньше. Позавтракали мюсли с кофе и шок. конфетами и вышли в 6:00. Пошли по Славиному треку, подъем более или менее нормальный, а вот спуск уже повеселее - колючки, местами сыпуха, причем тропки закрыты колючками чтоб коровы не проходили, как я понял. Галя даже раз упала и штаны порвала на коленке. В общем за час прошли в теснину. Сходили к домикам посмотреть, помыл посуду там в кранике :)

Прошли по теснине, довольно интересно, но при солнечном свете говорят стены разноцветный должны быть или что-то типа того. На выходе у водопада потупили минут 30 в поисках прохода на верх, в итоге по бревну залезли. Дальше уже гораздо легче, но надо учитывать, что у нас воды почти не было, если река была бы полноводнее, то пройти было бы сложнее и дальше тоже было бы веселее идти :) но нам в этом плане повезло, речка почти сухая была.

Вышли на ровную полянку и решили отдохнуть в тени деревьев, успели только по нужде сходить и Галя услышала какой-то шорох сверху в кустах, пригляделся, а там то ли собака, то ли кабан, то ли еще какой медведь :) схватили рюкзаки и утопали быстренько. Идем по реке, местами выбирались на тропу, есть всякие заброшенный поселения или просто типа пастушечьи постройки, узнавать не подходил :) На тропе перед подъемом на горку зашли к пастухам-медовикам, пригласили на чай, рассказали немного о себе. На прощание пастух выдал Гале красивую палку, чтоб легче было в гору идти, как выяснилось потом - совсем не зря :) Я тоже вскоре подобрал палку :) Подъем довольно крутой, особенно под палящим солнышком :) По пути есть пара родников, один прям рядом с пастухами, второй подальше. Периодически через колючие кустарники приходится пробираться. К 11:50 вышли на дорогу с селом или большим пастушечьем поселением :) Под деревом пообедали халвой с водой и спуск, сначала по дороге, я даже обрадовался что сейчас так комфортно дойдем, ан нет, потом на тропу надо, хотя этой дороге на картах нет, может она и ведет более просто к Царскому тоннелю :) В водопадике набрали воды и пошли по тропе.

Иногда всякие коровьи тропы сбивают с толку. Вышли на какую-то горку из шлака, по ней спуск крутоватый, потом подъем к Царскому тоннелю тоже крутой и выматывающий, пару раз потерял тропу. Метров за 800 до тоннеля есть родник, отдохнули там немного. К тоннелю вышли в 15:50, прошли пещерку, а на другой стороне красота - все зелено, солнечно и дорога прям царская :) Спустились, потом подъем в кемпинг, Галя уже ворчит понемногу. В Кемпинге домик 6 тыр., палатку бесплатно. Добрый дядька накормил нас пловом и напоил чаем. Поставили палатку, "умылись" из бутылки :)

В 19:20 температура +17С, спать примерно в 20, в 21:15 дождик пошел и гром гремел.

День 7, 20.05.2021, четверг

Встали в 4:25, туман и +12С, позавтракали, покопались и вышли в 5:55 на гору Маяк. Подъем от палатки в лоб, потом по дороге, туман, ничего не видно, прохладно и ветер на верху. Поднялись в 7:10, примерно 3,7 км. Сидим ждем когда туман рассеется :) Туман и облака сначала по кусочку открывали виды на горы и долину внизу, потом все же почти рассеялось, так даже интереснее получилось. Обратно пошли в 8:30, спустились в 9:25.

Пока собирали палатку поставили телефоны на подзарядку. Вышли в 9:55. Пока спускались попадались местные женщины с детьми, которые поднимались на гору Маяк. Прошли ботанический сад, пожалуй интересно по нему походить было бы. Детский лагерь, с колючей проволокой по периметру :) Дальше пошли уже попсовые места отдыха с домиками и прочими удобствами, но красивые все же :) Уже почти перед цивилизацией встретили пару мотоциклистов, спросили дорогу на г. Маяк. Немного не доходя отеля Орлиное гнездо зашли в кафе на обед, время 11:20. Взяли 2 лагмана, 2 чуду, салат и компот из кураги - 1100 руб.(10% чаевых уже в счете). Забронировали домик в airbnb за 1750 руб. и пошли на крепость от Шамилевских ворот. Жарко, поднялись по дороге и сбросили рюкзаки у домика-отеля-кафе, но там никого не было. Дальше по тропке, частично по кустам, совсем немного, но приятнее, чем на солнце. Посмотрели на стены, полазили, пофотали, виды во все стороны сверху открываются и вниз пошли.

К 14 пришли к дому, немного поискали где этот дом - в школьном дворе прям. Домик цене совей не соответствует совсем :) но нам пойдет. Стирку в соседнем доме сделали, пока вещи сохнут отдыхали и строили планы дальше. Заштопал штаны Галины, носок свой и пошли вниз в Гуниб. В супермаркете взяли урбеч 0,5км за 400 руб., финики, манго сушеный на перекусы на ход и печеньки, всего на 736 руб. Спросили про вино - отправили в соседний магазин со стеклянными дверями и надо спрашивать у хозяина, так не продают - не принято это, а из под полы продают :) взяли Шардоне ДЗИВ 250 руб. и пошли искать кафе. В парк Свободы заглянули, по площади пошарились. Арт-кафе не очень понравилось, ресторан рядом какой-то уже европейский больше, в итоге зашли в кафе Уют - очень прям понравилось. Хинкал с мясом и колбасой и двумя соусами, салат, квас, причем квас сидр какой-то, вроде даже слегка захмелели от него :) Обратно с нами собаки шли почти до самого дома. Перед сном испробовали вина - даже слегка газированное, не зря завод игристых вин называется :) Спасть в 21:20

День 8, 21.05.2021, пятница

Встали в 7, позавтракали мюсли, я урбеч туда засунул - приколько, но урбеч вязкий, надо разбавлять медом или маслом. Забрал у Гали газовый баллон, перекусы, чтоб веселее была :) Ниже в магазине купили 1,5шки воды минеральной на ход, вышли в 8:35, на трассу спустились в 9:45, немного прошли и остановилась машина, Хочбар довез нас до Гунибской ГЭС, показал башню Андалал, довез до поворота в Салту, звал в гости, типа приезжайте, покатаемся на лодках по водохранилищу. Рассказал, что работал в Москве, но быстро надоела такая жизнь и вернулся обратно на меньшую зарплату, но зато душевное спокойствие, всё неспеша и на семью время остается - прям завидно стало малость :)

Наверх пошли в 10:05, довольно жарко, минут через 10 остановили машину, Абдула довез до Салтинского водопада, звал потом вниз к себе в гости, обратно поедет часа через 1,5. Сходили к водопаду, воды нет, поэтому водопада не увидели :) но место довольно красивое, успели в промежуток без людей там побывать. Дальше по плану был переход в Чох и Гумсутль. На выходе из водопада сели отдохнуть в тени у чайника и подумать что дальше делать.

Подплавившийся из-за жары мозг, плюс заманчивое предложение на полянку победили и решили поехать вниз в гости. Взяли у бабульки пирожки по 30 руб., посидели в тени моста часок, потом приехал Абдула с парнем на ГАЗели, подождали дядю с машиной Абдулы. Ждали минут 40, потом поехали в Силту за машиной. Интересно вчетвером с рюкзаками на ГАЗели ехать. В Силте пересели в ладу, на обратном пути посмотрели пирамиды. Внизу рядом с ГЭС Абдул строит что-то типа дачи или сдавать туристам дом, так же абрикосовые сады у него там. Дом будет с сауной и беседкой с мостиком, внизу озеро квадратное вырыл. А пока в каморке-шалаше напоили чаем с чабрецом, собранным здесь же, абрикосами консервированными ("варенье из картошки" - Абдул прикалывался над Галей) Еще из шланга остудили нас, стало полегче :) Постирали вещи, покачались на качели. Посмотрели игру в нарды. Магомед показал где чабрец собрать можно, я собрал букетик для Гали :) Абдул рассказал всякое интересное про жен и детей своих. Сам Абдул нам показался более современный, чем мы представляли себе дагестанцев :) на самом деле это не Абдул современный, а просто у нас такие нелепые представления о Дагестане, хотя мы вроде не самые тупые в этом плане, как всякие такие некоторые :) Ладно, отвлекся что-то :) Еще здесь остановились Дима со Светой - как оказалось те самый мотоциклисты, которых мы встречали при спуске в Гуниб. Они на ГАЗели путешествуют, а на мотоциклах вот так вот катаются типа в радиалки. Абдул уезжал домой за едой и привез суп с лепешками, покушали, посидели на качели поговорили, потом с Галей уехали знакомится с женой в Хвартикуни и за бухлом :) Тем временем приехал Айбулат, старший двоюродный брат Абдулы. Вернулись Галя с Абдулом и 1 литром абрикосовой самогонки :) и понеслась... Много историй, много смеха. Магомет-тойота не пил, потому что не умеет, ему не разрешали, а тойота потому что первый купил тойоту здесь, шутки у него что называется "зачетные" :) Айбулат придумал на завтра (уже на сегодня) еще посиделку с костром, рыбу пожарить и все такое :)

Спать легли в 2:15

День 9, 22.05.2021, суббота

Проснулись в 6, повалялись до 7, потом солнышко нагрело палатку. Магомет спит, больше никого нет. Позвонил маме с ДР поздравил. Позавтракали мюсли с урбечом. Повозился с горелкой. Потом проснулся Мага и пошли чай пить. Мотоциклисты уехали в 9, мы посидели немного и пошли автостопом в Гамсутль. Вскарабкались на трассу, дошли до ГЭС, там куча туристических автобусов, поймали машину до поворота в Чох, прошли немного пешком вверх и поймали пару русских, довезли в Чох, прогулялись немного и пошли в Гамсутль. Столовая в Чохе не работала, а я на нее надеялся если бы пешком вчера шли сюда :) Пешком немного спустились и местный подвез нас до начала подъема к Гамсутлю, сам подрабатывает возя туристов наверх, 500 руб., мы пешком пошли, у нас весь день впереди :) Обогнали кучу народу, даже тех, что на машине поднимались когда мы еще внизу шли :) есть родник ближе к верху, подъем минут 50 занял. Поднялись и спрятались в тени в развалинах в стороне от тропы, посидели пожевали финики с манго, попили водички и пошли дальше по развалинам лазить. Народу много, мешаются все друг другу :)

Спустились вниз, по пути обогнали пару, потом в наглую спросили не подбросят ли нас на трассу, они малость подфигели, все ж русские и автостопом по Дагестану не ездили, это мы привыкли, что здесь это легко и просто и никакого напряга нет для людей :) Но потом немного разговорились и они все поняли, спасибо им :) Добросили до поворота на Гуниб, мы там в магазинчике взяли лимонад, выпили в тени за столиком, доехали обратно, спустились по кустам, перелезли через забор. А тут пацаны шашлык жарят. Все родственники сюда приезжают отдыхать, место прям отличное :) Скоро приехал Абдул с лодкой и пошли вниз на озеро купаться, потом ополоснулись под шлангом, пацаны супом накормили с лепешкой, лепешка вкусная из пекарни одного из пацанов в Гергебиле. Приехал Айбулат с курдюком и картошкой, сначала ждали когда пацаны уедут, но они тут надолго. Я поспал немного в палатке, к 19:20 приехали Дима со Светой.  И началось :) Пацанов отправили за самогоном и рыбой, а пока курдюк с картошкой приготовили - ничо так, но много не съешь, жирно и своеобразно как-то :) Пили, ели, веселились, потом танцы пошли :) Напились почти все, кроме Маги и двух пацанов, ну и Абдула почти в норме был :) Айбулат даже на палатку нам умудрился упасть, потом пришлось дуги выправлять, вроде так до конца и не выправил :)

Короче весело было, спать ближе к 4 ушли.

День 10, 23.05.2021, воскресенье

Встали в 7:50, у меня похмелье легкое, сегодня по прогнозу дожди вроде, решили типа дневки-отходняка устроить. Мага уехал в город, мы чай пьем и отдыхаем. Потом приехала семья с детьми на пикник, мы в палатку спать ушли. Скоро появился Мага, бухой :( вот те раз! Мы конечно догадывались почему ему пить не разрешали, но теперь узнали на собственном опыте, блин :) Духами нас побрызгал и всякую чухню нес. Сбежали вниз к озеру с вином :) Через какое-то время ветер поднялся и тучки, я даже оттяжки натянул. Семья уже уехали, видимо им тоже ветер помешал или Мага :) Спрятались в палатку и уснули. Когда проснулись тут несколько человек гуляли, но культурно, скоро уехали, Мага спал. Погода улучшилась и мы на качели тусили. Но не долго радовались, приехали какие-то одноклассники Маги и разбудили его, пиля :) Снова чухню всякую понес. Ахмед-Ураган пригласил нас к реке прогуляться, порассказывал тоже интересное разное, хотя и сам нетрезвый был, но культурный :) Он потом уехал  Салту, а мы побежали в палатку от дождя прятаться, еле успели :) Палатка кривовато стоит после вчерашнего приземления Айбулата :) Магомет ищет себе публику, мы притихли в палатке, типа нас нет :) Вздремнули, скоро дождь полил. Мага пропал куда-то. В 21:15 приехал Абдула, Дима пришел - только ожил после вчерашней вечеринки :) Оказывается Магомета сдали в "вытрезвитель" на пару дней. Посидели пофилософствовали, Дима с Абдулой учили Галю жизни :) Поприкалывались немного, потом пошли раков ловить в реке и выпустили в озеро Абдулы.

Спать в 2:40 легли.

День 11, 24.05.2021, понедельник

Встал в 6:30, сделал чай. Дима тут wi-fi ловит. Сходил включил насос чтоб вода в шланге пошла, оказалось не тот насос включил, пришлось еще раз идти, теперь уже с Галей прогулялись. Покушали мюсли с урбечом. Облачно. Решили в Махачкалу ехать сегодня. Сходили выключили насос, выпил чаю на посошок и почти уже пошли на трассу, но передумали и решили дождаться Абдулу и взять ключи от квартиры в Махачкале, ну а что, если есть такая возможность :) Приехал, посидели поговорили, отвез на трассу к остановке, время 10:45. Там тётя ждет маршрутку, 250-300 руб./чел. Решили ловить попутку, что раньше придет :) Буквально 3-я машина остановилась и дядечка едет в Махачкалу, отлично! :) Заехали на родник рядом, он набрал воды, потом угостил мороженым нас и сам поел. Разговорчивый дядечка, ему так не скучно ехать, всем хорошо в итоге :) Грецкие орехи и инжир тут растет, даже деревья показал по дороге, еще первые фрукты дорогие и безвкусные почти, теплицы стали появляться, тоже все за деньгами стали гнаться. Про сыр рассказал, что сейчас его с пепсином делают, а не как раньше из сушеной кишки козы, теперь и вкус другой и храниться сыр меньше. Сметану тоже бадяжат для продажи. В Буйнакске зашли в закусочную чуду взяли  два тыквенные и один мясной, три чай и за все 200 руб. Как ни пытались расплатиться, отказался, даже не удобно. Вот надо это ему :) В Махачкале пробки, высадил почти у дома, у старого русского кладбища. Приехали в 14:10, помылись, постирались, повалялись, забронировали жилье в Дербенте за 3 тыры и пошли на ж/д вокзал за билетами и разведать дорогу чтоб утром не опоздать на электричку. Шли минут 30 через парк и по задворкам, все интересное. Отстояли очередь минут 10-15 чтоб узнать, что билеты на электричку в электричке покупают. Пошли искать кафе покушать. Зашли в какую-то подвальную кафешку, заказали хинкал тонкий, салат и пиво местное Порт-Петровск, завод прям в соседнем парке :) 60 руб./0,5л. Потом еще по одной кружке, хинкал все же тесто вареное :) За все 1254 руб. прогулялись по парку и домой, спать в 20:35

День 12, 25.05.2021, вторник

Встали в 6:40, собрались, позавтракали последними мюслями с урбечом и кофе. Пошли в 8:05, нам еще надо ключи от квартиры сдать, договорились в соседний магазин, а он не работает еще, В итоге отдали соседке сверху :) Пошли в 8:12, за 30 минут дошли, в электричку сели в 8:45. Если с вокзала вышел на перрон, то обратно зайти можно только обойдя вокзал вокруг и заходить через КПП. В 9 поехали, сначала жарко было, потом солнце в облака спряталось плюс ветер из окон и уже хорошо, но на улице очень тепло, судя по заходящим людям :) Пока ехали глазели в окна, спали. Приехали и пошли до квартиры пошли пешком, город сразу понравился, приятные улочки. Сначала были непонятки с расположение квартиры, но хозяин встретил нас на площади Свободы и проводил к дому в старый город на улицу 1-й Магал, дом шикарный, даже лучше, чем на фото. Хозяин пригласил вечером на ужин. Заселились и пошли искать обед и вино, рядом с мечетью Бала взяли булок в пекарне на завтрак, клубники рядом, вина нет нигде. Во втором магазине хозяин дома торгует, у них два магазина здесь рядом, забавно получилось. Дошли до базара, покушали в столовой на 360 руб., взяли сливочного масла и сыра кусок и пошли в магазин Орфей за вином, взяли ДЗИВ за 145, 155 и шампанское за 275 руб., а кто-то ящиками коньяк закупает. Отметили мой ДР шампанским - вкусное, наверное и правда натуральное и вечером пошли на ужин. Хозяин с женой, детьми и сестрой накрыли большой вкусный стол, мы немного неловко себя ощущали. Поели, попили немножко, всякие истории послушали. Оказывается урбеч здесь тоже недавно появился, лет 10 назад, это горное блюдо, как и кураговая каша.

Потом прогулялись вдоль стены, вечером здесь довольно симпатично. Спать в 21:30

День 13, 26.05.2021, среда

Встали в 7, позавтракали булками с кофе. Сходили в Джума-мечеть, девичью баню (100 руб. билет), поднялись в крепость Нарын-кала (150 руб. билет), погуляли, купили колечко и тапочки-носки на сувениры, в музей заглянули, дождик мелкий капает. Пошли на базар, по пути покушали чуду творожный и тыквенный на 300 руб. На базаре надрали урбеч по 0,5 кг.: абрикосовый 500 руб., кунжут 450 руб., кешью 600 руб., лен 150 руб., фруктов, творога и сметаны. Дома выгрузили, отдохнули за бокалом вина и пошли на Новую набережную, облачно и дождик мелкий иногда, зашли в землянку Петра 1 (100 руб. билет) - ну так :) Дорога к набережной, а мы решили идти вдоль моря, довольно унылая заводская окраина какая-то, ну всякие СТО, склады, стройки, в общем жесть какая-то. Пока дошли до набережной уже настроение как-то поубавилось, но несколько домов с картинами немного порадовали. Набережная наверное интересная в солнечный день, но вот слишком "переигранная", как-то несколько бестолково все сделано, перенасыщено что-ли, нам не очень понравилось там. Пешком уже не хотелось возвращаться и уехали на такси за 200 руб. к площади Свободы. В парке Свободы зашли в ресторан "Ретро", там какой-то банкет детский вроде, нас посадили в отдельной кабинке на улице. Заказали форель и сазана с картошкой по домашнему, овощную нарезку. Вино свое пили, которое хотели на набережной выпить :) 956 руб. ужин. Потом попробовали театр найти, их там два даже на карте относительно рядом нарисованы, но что-то не нашли и вернулись домой.

Попили чая с чабрецом - приятные воспоминания о Маге-тойоте :) и спать в 21:40

День 14, 27.05.2021, четверг

Встали в 8, покушали фрукты с творогом и решили на море сходить, заодно в парикмахерскую меня сводить, в барбер-шоп :) Галя осталась снаружи в кафе посидеть, как потом оказалось лучше бы со мной внутрь зашла - там прохладно и кофе бесплатный, а в кафе невкусный смузи за 300 руб. попила. На море вышли через дворы и прям к стоку канализации, желание лезть в воду сразу как-то пропало :) прогулялись по берегу, много ракушек, несколько рыбаков и отдыхающих. Обратно пошли по ул. Ленина, довольно симпатичная от моря идет. Попался магазинчик с алкоголем, зашли конечно же - цены еще дешевле, чем в Орфее. Взяли несколько бутылок вина ДЗИВ по 132 руб., вино Дербентской винодельческой компании по 220 руб. (как потом оказалось хуже, чем ДЗИВ, на наш вкус конечно). Коньяк на гостинцы, 8 летний за 640 руб. 0,5 бутылку и 0,25 бутылочку за 350 руб. Продавец сказал, что на алкоголь надо сохранять чеки, иначе могут забрать всякие ГАИ и т.п. Вызвали такси и за 74 руб. довезли все это добро-бухло до дома, отдохнули немного и пошли гулять к роднику выше крепости. По пути пообедали в Чайном дворике на 700 руб. (курзе, чуду, салат и чай), взяли черешни на 70 руб. Путь на верх сначала через лесок, в котором строят парк отдыха со всякими удобствами, потом по тропке чуть покруче и у родника даже есть столик, стулья свои принесли и бутылочку вина конечно же :) Посидели и пошли вниз на базар, взяли еще урбеч, овощей, шаурму Гале, зашли в Орфей за кофе и пищевой пленкой для рюкзаков, по пути домой взяли чуду мне на ужин, вдоль стены поднялись в пекарню за булками на завтрак.

Упаковали рюкзаки, все вино и весь урбеч хорошо так поместились :) Поужинали и спать в 22.

День 15, 28.05.2021, пятница

Встали в 3:45, позавтракали фруктами с творогом, пирожками. Физлан пришел в 5:10 за ключами и мы ушли. Тепло, на улице почти никого нет. На вокзал пришли в 5:40, полицейских больше, чем пассажиров :) Подождали электричку, сели и поехали. Вышли на платформе 2307км. или Уйташ, спрыгнули на землю, высоковато, надо в первый вагон садится чтоб на перрон слазить. Прошли немного по дороге, кустов прям совсем нет, пришлось сходить немного в сторону чтоб нужду справить. Вышли на дорогу и машина едет задним ходом, причем нормально впереди она была, приехали специально чтобы нас подобрать. Довезли до гостиницы у аэропорта. Дошли до Этно-кафе на территории аэропорта, покушали яичницу, чуду, чай, сок на 570 руб., там прохладно и удобно, правда туалета нету, пришлось в уличный сходить. Вышли на улицу на лавочке посидели, потом сварились немного и пошли в здание аэропорта, сдали багаж, посидели в зале ожидания и на посадку.

Полет нормально прошел. Яндекс-такси совсем офуели - 1113 руб. Все, путешествие закончено :)

После путешествия осталось желание приехать еще раз, тем более все звали на абрикосы :) В день отъезда мой вес был 81 кг, в день приезда 80 кг. (вес измеряется после туалета, вдруг кто не знал).